Notice: Undefined index: rates in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 15

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 15

Notice: Undefined index: rates in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 16

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 16

Notice: Undefined index: rates in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 17

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 17

Notice: Undefined index: rates in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 18

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 18

Warning: Division by zero in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 21

Warning: Division by zero in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 22

Warning: Division by zero in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 25

Notice: Undefined index: rates in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 33

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 33

Notice: Undefined index: rates in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 34

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 34

Notice: Undefined index: rates in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 35

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 35

Notice: Undefined index: rates in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 36

Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 36

Warning: Division by zero in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 39

Warning: Division by zero in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 40

Warning: Division by zero in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 43

Warning: Division by zero in /home/h202811839/rail-pro.ru/docs/wp-content/themes/railpro/kurs-html.php on line 53
USD NAN% EUR NAN% CNY NAN% BTC NAN%
NAN 0 NAN NAN

Июль спутал карты: погрузка на РЖД ушла в глубокий минус

Ссылка на источник: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/iyul-sputal-karty-pogruzka-na-rzhd-ushla-v-glubokiy-minus/

На фоне сообщений о росте российской экономики железнодорожная статистика по итогам июля обескуражила: погрузка снизилась до 97,4 млн т, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Причем предварительные данные указывают на то, что сводный оперативный показатель за июль мог быть еще ниже, но в «тяжелой» статистике часть объемов, которые сегодня должны были отнесены к итогам августа, уйдут на июль. В таком случае итоги погрузки в августе могут оказаться хуже ожидаемых, хотя предполагалось, что они будут лучше.

В любом случае все ярче проявляется парадокс: клиенты готовы отправлять дополнительные партии продукции, а сеть тормозит вагонопотоки. Причем в июле перевозчик выдвинул дополнительные инициативы по борьбе с «лишними» вагонами на сети. Они предполагают новые ограничения при подсылах порожних вагонов, квотирование операторов и принудительный возврат «лишнего» парка к месту его приписки. Одновременно перевозчик намерен добиваться повышения платы за отстой вагонов на путях общего пользования и введения штрафов отправителям за избыточные заявки на перевозки.

Эти изменения потребуют внесения изменений в законодательство РФ. Но пока ничто не мешает перевозчику одновременно, со своей стороны, в очередной раз расширить список логконтролей.

Такая позиция позволяет холдингу зарабатывать на дефиците инфраструктуры. Косвенно на это указывает увеличение доли отправок высокодоходных грузов при одновременном снижении доли низкодоходных номенклатур.

Перевозки в тумане

В последнее время перевозчик перестал комментировать итоги помесячной погрузки. Вот и в июле он в своем телеграм-канале всего лишь сообщил, что сократилось отставание в погрузке нефтяных грузов и железной руды за счет роста объема отправок в июле на 0,6 и 2% соответственно.

В первом случае прибавка в погрузке нефти и продуктов ее переработки была обеспечена за счет того, что ОАО «РЖД» совместно с нефтяными компаниями, операторами подвижного состава, Минэнерго и Координационным центром при правительстве России регулярно проводят оперативные штабы по обеспечению бесперебойных поставок нефтепродуктов.

Иными словами, контроль со стороны Минэнерго за транспортировками топлива на внутренний рынок приносят очевидные плоды. Отправки идут в ручном режиме регулирования планирования движения на сети. И цистерны едут, поскольку в Минэнерго не дают в полной мере развернуться борьбе перевозчика с «избыточным», по его мнению, парком цистерн. Между тем клиенты говорят об обратном: есть риски того, что локальные нехватки рабочего парка для перевозок нефтепродуктов могут перерасти в сетевой дефицит цистерн.

Что не так?

В июле вниз сеть потянула погрузка угля, которая снизилась на 8%. Это опять-таки следствие ограничений, введенных для угольщиков. На восток и юг экспортерам не удается отправить дополнительные объемы. На мурманском ходу также возникают задержки. А через Балтику экспорт угля тормозит высокая стоимость морского фрахта, а также восстановление контейнерных потоков на морских терминалах в Усть-Луге и Санкт-Петербурге.

По предварительным данным, глубокий спад образовался в погрузке стройматериалов. Он может составить 17%. По цементу ситуация не лучше: провал оценивается в -15%.
При этом застройщики наперебой отчитываются об улучшениях на строительном рынке. Между тем оценки экспертов указывают, что в среднем с начала 2024 года на рынок ежедневно выводилось на 2% меньше квартир, чем в 2023 году. Осталась высокой доля переносов времени ввода жилья на более поздний срок (в среднем – на 4,7 месяца). Отмечено падение среднего размера выданных ипотечных жилищных кредитов под залог уже построенной недвижимости.

На российской стройке явно что-то идет не так. Но это не объясняет глубины июльского спада в железнодорожной погрузке. Единственное объяснение – стройгрузы при первой же возможности стали переключать на другие виды транспорта.

Аналогичный тренд характерен для лесных грузов (их погрузка на РЖД снизилась на 5%), черных металлов и зерна (снижение погрузки на РЖД на 12 и 9% соответственно), а также сборных и палетированных грузов.

Прогноз – в красной зоне

Вниз ушли перевозки химикатов и соды, а также промсырья.

По все группе ГМК в июле отмечалось также снижение перевозок, за исключением железной руды (+1% к июлю 2023 года).

В плюсе остались, кроме нефтепродуктов и железной руды, из крупных позиций только минудобрения (+4%), кокс (+1%), а также прочие грузы, в том числе контейнеры (около +1%).
Прогноз на август на фоне предварительных данных выглядит неутешительным: погрузка останется в отрицательной зоне. По оценкам участников рынка, минус оставит около 3%.